Комитет по культуре провел «круглый стол» | Я–Россиянин

Комитет по культуре провел «круглый стол»

 

Комитетом Госдумы по культуре была проведена встреча в рамках «круглого стола» на тему «Правовой статус историко-культурных музеев-заповедников и музейных комплексов: совершенствование законодательного регулирования».

 

Список всех историко-культурных музеев–заповедников и музейных комплексов утвержден Указом Президента Российской Федерации от 20 февраля 1915 года № 176, по которому они относятся к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения и опираются на уже устаревшие нормы, которые были установлены Законом РСФСР 1978 года «Об охране и использовании памятников истории и культуры».

 

Ключевые вопросы сохранения включенных в список историко-культурных музеев-заповедников и музейных комплексов подпадают под два закона в одно время — Федерального закона от 26 мая 1995 года № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» и Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

 

В ходе встречи было отмечено, что Указ Президента Российской Федерации № 176 не содержит пообъектного состава указанных в нем историко-культурных музеев-заповедников, при этом на их территориях располагаются сооружения, не обладающие научной и мемориальной ценностью, историко-архитектурной, художественной, обеспечивающие повседневную деятельность музеев-заповедников как учреждений культуры, в том числе, пункты общественного питания, объекты транспортной и туристской инфраструктур.

 

Отсутствие детального пообъектного состава историко-культурных музеев-заповедников подразумевает, что требования законодательства об объектах культурного наследия должны в равной степени применяться как к объектам культурного наследия, так и не к памятникам, которые расположены на территориях музеев-заповедников, что влечет за собой значительные дополнительные расходы на мероприятия по их сохранению, предусмотренные 73-м Федеральным законом и вряд ли это оправданно.

 

При этом наличие статуса музейного учреждения у включенных в Указ Президента Российской Федерации историко-культурных музеев-заповедников, не позволяет зарегистрировать их в едином государственном реестре объектов культурного наследия в принципе.

 

Имение в наличии данных проблем не освобождает органы охраны объектов культурного наследия от осуществления в отношении таких объектов культурного наследия меры по их государственной охране и государственному надзору за соблюдением требований законодательства об объектах культурного наследия.

 

В ходе заседания, Комитет по культуре предложил обсудить возможность путей выхода из сложившейся правовой коллизии, а также, в дополнительном законодательном урегулировании вопросов регистрации в реестре объектов культурного наследия и государственной охраны историко-культурных музеев-заповедников.

 

Комитетом были предложены дополнительные рекомендации, которые предположительно будут приняты по итогам «круглого стола». Цель рекомендаций — это поддержка концепции подготовленного рабочей группой при Комитете по культуре для решения поставленных задач проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

 

19.10.2017 г.