Дмитрий Морозов принял участие в «круглом столе», посвящённом школьной медицине
26 сентября в медиацентре «Российской газеты» состоялся круглый стол на тему: «В школу возвращается врач», в котором приняли участие Дмитрий Морозов, председатель Комитета по охране здоровья Госдумы, детский хирург, профессор, дмн; Алена Аршинова, член Комитета ГД по образованию и науке; Жанна Садовникова, заместитель директора департамента госполитики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ; Ирина Рапопорт, заведующая лабораторией научных основ школ здоровья НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Национального научно-практического центра здоровья детей Минздрава РФ, д.м.н., профессор; Алексей Гусев, ответственный секретарь Координационного совета Национальной родительской ассоциации (НРА).
Год назад на встрече с членами «Единой России» Президент России Владимир Путин заявил о том, что в школы необходимо вернуть врачей и медицинские кабинеты, отметив при этом, что «эта тема настолько важна, что ее вполне не только можно, но и нужно отразить в законодательных актах, над этим нужно как следует поработать чисто профессионально». Круглый стол приурочен к завершающему этапу разработки законопроекта о возвращении в детские учебные заведения медицинских работников.
«Дети, если мы задумаемся, большую часть жизни проводят в школе, либо в саду, — констатировал Дмитрий Морозов. — Утром мы их провожаем туда, и до вечера. Соответственно, все факторы риска, равно, как факторы, обеспечивающие здоровый образ жизни: еда, свет, температура, движение, чтение, образовательные траектории, и все остальное, это все не у нас, не в семье. Нам нужно перевести усилия от лечения на профилактику. Любому доктору, особенно с возрастом становится понятно, легче профилактировать заболевание. Мы должны разумно продумать гармонизацию законодательства образования и здравоохранения, чтобы у нас все эти сегменты были закрыты. Поправки уже готовы, думаю, в ближайшие время мы приступим к их рассмотрению».
Член Комитета ГД по образованию и науке Алена Аршинова подчеркнула, что у родителей с советских времен еще сохранилась привычка опираться на госполитику в сфере здравоохранения, потому что в то время программа сбережения нации была очень серьезной. «Сейчас, наверное, больше по инерции в какой-то период родители не обращали внимания на то, что система поменялась. Понятно, что в то время, когда разрушена была страна, совершенно по-другому начали функционировать рыночные механизмы, много что начало меняться, и не все успели уловить эти изменения. И как только стабилизировалась обстановка, в семьях более или менее стали заниматься вопросами не добывания денег, а в том числе и защитой своей семьи, не в финансовом плане, но еще и по сбережению здоровья. Стало выясняться, что на самом деле в образовательных организациях нет никакой гарантии этого здоровьесбережения. Родители поставили жестко вопрос вместе с педагогами о том, что сегодняшняя действующая система законодательная, нормативно-правовая, не защищает детей, не способствует здоровьесбережению. Она, якобы, по мнению нами уважаемого Министерства здравоохранения существует, но по факту она не отвечает требованиям целевой группы. Целевая группа — это родители, которые представляют интересы несовершеннолетних», — заявила депутат.
Заместитель директора департамента госполитики в сфере общего образования Минобрнауки РФ Жанна Садовникова напомнила, что в рамках Закона об образовании функции осуществления оказания медицинской помощи, всего, что связано с медико-санитарной помощью обучающимся, передано в сферу здравоохранения. «На сегодняшний день мы понимаем, что школа обязана предоставить в безвозмездное пользование площади для организации этой деятельности. То есть медицинские кабинеты. А вот дальше вопрос уже к тем специалистам от здравоохранения, которые и осуществляют эту работу в наших детских садах и школах. Есть ряд вопросов, которые требуют обсуждения — это и квалификация медицинских работников, и график нахождения и работы в образовательной организации. Сколько часов находится медсестра? Знает ли она детей? Знает ли она проблемы со здоровьем этих детей?», — рассказала Жанна Садовникова. Отдельно стоит вопрос инклюзивного образования. «Есть дети, которые требуют определенного к себе внимания. Дети с ОВЗ, инвалиды. С целью обеспечения единого образовательного пространства с нашей стороны утверждены федеральные государственные образовательные стандарты. И каждый ребенок найдет возможность получения образования. Но мы так же понимаем, что и рядом должны находиться специалисты — медик, медсестра, которые знают особенности здоровья, которые могут помочь в тех или иных вопросах», — уточнила заместитель директора департамента госполитики в сфере общего образования Минобрнауки.
Медицинский персонал в образовательных учреждениях появился еще в конце 19 века, в гимназиях, в кадетских корпусах, в институтах благородных девиц, напомнила Ирина Рапопорт, заведующая лабораторией научных основ школ здоровья НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ННПЦ здоровья детей Минздрава РФ. «Эта медицинская помощь детям в образовательных учреждениях очень активно развивалась в советское время. И фактически, в каждой школе была медсестра, в детских садах было несколько медицинских работников. И школьный врач всегда приходил в школу для проведения и профилактической работы, и для санитарного просвещения. В Законе об образовании написано, что медицинская помощь может оказываться в стационарах, на дому, скорой помощью на улице. А вот про образовательные учреждения ничего не говорится. И уже это отсутствие двух слов в законе привело к тому, что стала нарушаться вся система оказания медицинской помощи в образовательных учреждениях, — говорит Ирина Рапопорт. — Здесь возникли противоречия с законом об образовании, где говорится, что медицинский персонал может быть в составе штата образовательной организации, если образовательная организация лицензирована на медицинскую деятельность. Но как только медицинская образовательная организация хочет получить эту лицензию, ей говорят: а в Законе о здравоохранении вы не указаны». По мнению профессора, должны быть разные формы оказания медицинской помощи в образовательных учреждениях. Медицинский персонал в большинстве образовательных учреждений должен относиться к медицинской организации — детской поликлинике. «Но есть и специализированные образовательные учреждения, где больные дети, где сейчас реализуется инклюзивное образование в массовом масштабе. И тогда должны быть и форма такая, где медицинский персонал входит в штат образовательных учреждений. Поэтому должны быть законодательно эти вопросы урегулированы. Должны быть соответствующие подзаконные акты. Медицинский персонал в школах, ни врач школьный, ни медицинская сестра, не указаны в Едином квалификационном справочнике. Вообще этих должностей нет. В территориальных соглашениях, тарифных соглашениях с ОМС тоже не указана деятельность работников отделений организаций медицинской помощи в образовательных учреждениях. Они не получают стимулирующих выплат. Они не получают деньги за профилактическую работу. Фактически, прописаны только прививочная работа, а частью и профилактические осмотры», — обозначила проблему Ирина Рапопорт.
Алексей Гусев, ответственный секретарь Координационного совета Национальной родительской ассоциации (НРА) констатировал крайнюю степень неинформированности родителей о том, где есть медицинские работники, каков их функционал, что от них ожидать, в каком режиме они работают. Он вспомнил советскую инструкцию, что должен делать врач в образовательном учреждении. Это наблюдение за состоянием здоровья, физическим и нервно-психическим развитием учеников, организация и проведение противоэпидемических и лечебно-профилактических мероприятий, контроль режима дня и питания, проверка правильности организации трудового воспитания, выполнения гигиенических требований. «Весьма существенно важным направлением работы школьной медсестры является контроль за физическим развитием и воспитанием учащихся, — уточнил Алексей Гусев. — Контролируя организацию питания в школе, медицинская сестра должна следить за санитарным состоянием буфета. Школьная медсестра должна следить за санитарным состоянием школьных помещений, чистотой, определенной температурой и так далее. Это 70-е годы. Возникает впечатление, что мы в 21 веке деградировали».
Как ни странно, сегодня в школе по закону нельзя оказывать ученику медпомощь, в том числе — экстренную. Хотя медики в российских гимназиях, кадетских корпусах, институтах благородных девиц были с ХIХ века.
— К сожалению, в законе написано, что медицинская помощь может оказываться в стационарах, на дому, скорой медпомощью на улице. А вот про образовательные организации ничего не говорится. И это отсутствие двух слов в законе стало приводить к тому, что стала рушиться вся система оказания медпомощи в школах, — рассказала Ирина Рапопорт.
Что может измениться в законодательстве?
— Надо решить два важных вопроса — засчитывать льготный стаж медикам, которые работают в школах, смягчить требования к лицензированию медкабинетов в образовательных организациях, — высказала предложения Алена Аршинова. По ее словам, лицензировать медкабинеты сейчас практически невозможно.
К сожалению, сейчас требования к медкабинетам такие строгие, что школа иногда не в состоянии их выполнить. Дмитрий Морозов, к слову, профессор, детский хирург, считает, что одновременно с этим надо дать право учителям оказывать первую медицинскую помощь. Сегодня они даже царапину помазать зеленкой ученику не могут. Все, что они могут сделать, это позвонить родителям и вызвать «скорую помощь».
— Я уверен, что каждый человек должен знать, кто такой Чайковский, Пушкин, и уметь оказывать первую помощь, — рассказал Дмитрий Морозов. — Надо усилить ответственность родителей за здоровье детей, прописав это в законе, пусть пока и мягко. Надо избавить педагогов от лишней нагрузки, связанной с анализом несчастных случаев, вернуть в школу стоматологическую помощь и привлечь к оплате труда школьных медиков средства фонда ОМС.
Представители минобрнауки обеими руками за возвращение медиков, но задают резонные вопросы, которые требуют ответов: какой должна быть квалификация медработников в школах и садах, каким будет график их работы, ведь многие школы сейчас работают по принципу полного дня? Как сделать их зарплату достойной?
— Особая забота — инклюзивные школы, где должны быть специалисты, которые знают особенности здоровья учеников, — подчеркнула Жанна Садовникова.
Должен ли учитель знать диагноз ученика? «Учителю его знать не нужно. Но медик должен дать педагогу рекомендации по учебной и физической нагрузке для конкретного ученика», — считает Алексей Гусев. По его мнению, учитывая объединение школ, медик должен быть в каждом школьном здании. Условно говоря, если школа имеет пять корпусов, то в каждом должны быть медсестра или врач. При этом от сбора согласий и отказов от прививок медиков можно освободить. Это может сделать социальный педагог или психолог. Сейчас по нормам на одного медика может приходиться от 800 до 1200 школьников. Это слишком много.
27.09.2017 г.
Источник: http://www.duma.gov.ru/