Макропрогноз на 2017 год
Максим Орешкин: Макропрогноз на 2017 год в августе может быть пересмотрен в лучшую сторону, в первую очередь по инвестициям
Министр экономического развития РФ Максим Орешкин на заседании Комитета по бюджету и налогам Государственной Думы, где рассматривался проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», представил прогноз социально-экономического развития 2017-2019.
Максим Орешкин: Андрей Михайлович, уважаемые депутаты, коллеги!
Прогноз менялся в апреле, соответственно, на этих цифрах основан тот проект бюджета, который сейчас внесен в Государственную Думу. Основывался он, в первую очередь, на базе тех тенденций, которые мы наблюдали в конце прошлого — начале этого года. Эти тенденции были довольно позитивными. Буквально на днях нами была сделана оценка ВВП по итогам апреля 2017 года, и мы видим рост в 1,4% к уровню прошлого года.
Причем понятно, что статистические данные всегда запаздывают (они идут с лагом — некоторые в месяц, некоторые в квартал относительно тех событий, которые происходят в экономике). Поэтому здесь, зачастую мы, в том числе, ориентируемся при составлении прогноза для понимания текущих тенденций на так называемых, жестких показателях, которые есть по экономике. Что я имею ввиду? Есть показатели такие, как потребление электроэнергии. Здесь ситуация складывается таким образом, что даже с поправкой на холодную погоду этого года рост потребления электроэнергии порядка 2,5% к уровню прошлого года. Есть показатели грузооборота — на транспорте, на железной дороге. Здесь также показатели демонстрируют максимальные многолетние темпы роста: грузооборот сейчас растет порядка 4% к уровню прошлого года. Эти два показателя, если их смотреть отдельно они очень похожи на те темпы роста, которые мы видели в 2010-2011 годах. Напомню, что тогда экономика росла темпами 3-4%.
Соответственно, когда мы работали над новым прогнозом, мы учитывали все эти позитивные тенденции, которые есть в экономике. Когда выпускался прогноз – это был апрель 2017 года, большинства статистических данных по 1 кварталу не было. Например, недавно вышла статистика по динамике инвестиций в основной капитал — по итогам 1 квартала рост составил 2,3%. Поэтому мы видим, что местами может быть показатели в дальнейшем, когда мы будем к августу работать над новой версией прогноза, который ляжет в основу бюджета на 2018-2020 год, могут быть даже пересмотрены в позитивную сторону. По инвестициям уж точно. У нас в прогнозе сейчас на этот год рост инвестиций — 2%. Ещё раз повторюсь, только в I квартале мы получили рост инвестиций при всей холодной погоде – а понятно, что туда и строительная активность входит, при большем количестве праздников, чем обычно, при высокой базе, связанной с прошлым високосным годом, — 2,3%, что выше среднегодовой цифры.
Ещё одним важным изменением прогноза, конечно, стал пересмотр среднегодовой цены на нефть. Прогноз, который делался в апреле, был основан на предположении, что сделка между Россией и странами ОПЕК будет продолжаться в течение только I полугодия. Исходя из этих предпосылок и того факта, который складывался по ценам на нефть, цены на нефть были пересмотрены до 45,6 доллара за баррель. Понятно, это повлекло изменение и других показателей: тот же обменный курс рубль-доллар, если в прогнозе, на котором бюджет был изначально основан, было 67,5, то сейчас в апрельской версии это 64,2.
Ещё пару слов скажу про инфляцию. Здесь динамика развивается оптимистичнее, чем это было предположено в прогнозе конца прошлого года. Центральный Банк тоже недавно сделал заявление о том, что динамика инфляции оптимистичнее, чем он ожидал. Прогноз, который заложен в основу бюджета предполагает замедление инфляции до отметки 3,8%. По нашим оценкам, буквально завтра выйдут данные за май, инфляция уже сейчас находится около отметки в 4%, +/- 0,1%. Именно тот уровень, который является целевым для Центрального банка.
Именно на этих базовых предпосылках и тех трендах, которые складываются в экономике были основаны цифры прогноза. Можно детально говорить по каждой цифре, но это не предмет сегодняшнего заседания.
Единственное что скажу в конце о том, как нам кажется может измениться прогноз в августе, когда мы будем готовить его следующую версию. Понятно, что важную роль здесь сыграет новая сделка, заключенная между Россией и ОПЕК. Она будет предполагать определенные изменения в прогноз. Может быть чуть выше цена на нефть, ниже объемы добычи, связанные с ограничениями, которые Россия на себя берет, чуть крепче курс рубля. Но опять же, по нашим оценкам, эти изменения прогноза для бюджета 2017 года значительных изменений не принесут. Это больше история того, на основе каких цифр мы будем строить бюджет 2018-2020 года.
Источник:http://economy.gov.ru/minec/press/news/2017060603